Вывод об усложнении строения плоских червей

Таблица1.1 Сравнительная характеристика классов плоских червей (Platyhelminthes)

(ресничные черви, или

Свободноживущие водные животные

Эндопаразиты (живут в организме хозяина) или эктопаразиты (живут на наружной поверхности хозяина)

Нежное и мягкое

Удлиненное, расчлененное на проглоттиды, которые способны отделяться

Присоски встречаются редко

Обычно помимо ротовой

присоски, есть и присоска на

нижней (вентральной) стороне

Присоски и крючки на верхней

Наличие ресничек, кутикулы

Тело снаружи покрыто ресничками, кутикулы нет

Толстая кутикула с шипами (для защиты); у взрослой формы ресничек нет (нет необходимости в передвижении, так как они ведут паразитический образ жизни)

Толстая кутикула (для защиты), у взрослой формы ресничек нет

Кишки нет (в переваривании они не нуждаются, поскольку всасывают переваренную хозяином пищу всей поверхностью тела)

Наличие органов чувств

У взрослых особей есть органы чувств

Органы чувств только у свободноживущих личиночных стадий

Органы чувств только у свободноживущих личиночных стадий

Fasciola (печеночная дву-устка).Schistosoma — возбудитель шистосомоза (бильгарциоза) во многих тропических странах

1. В эволюционной иерархии животного мира плоские черви занимают промежуточное положение между кишечнополостными и круглыми червями. У плоских червей впервые появляется трехслойное строение тела и системы органов, но как и кишечнополостные, они являются ацеломическими животными.

2. Турбеллярии занимают низшее положение среди плоских червей, ведут свободный хищнический образ жизни, имеют развитые органы чувств и реснички для передвижения.

3. Трематоды ведут паразитический образ жизни, имеют шипы и присоски для прикрепления внутри хозяина, не имеют органов чувств и передвижения. В сложном жизненном цикле присутствует три личиночных стадии. Наносят большой вред крупному рогатому скоту, овцам, другим домашним, диким животным и человеку, поскольку миграция личиночных стадий трематод разрушает печень животных и вызывает сильную интоксикацию организма.

4. Цестоды ведут паразитический образ жизни, имеют шипы, крючья и присоски для прикрепления внутри организма хозяина, не имеют органов чувств, органов передвижения и пищеварительной системы, всасывая питательные вещества всей поверхностью тела. Взрослые особи обитают в ЖКТ, а личиночные формы живут во всех органах человека и животных, вызывая их разрушение, интоксикацию и, нередко, смерть организма.

5. Сравнивая различные классы плоских червей следует отметить, что переход к паразитическому образу жизни привел к утрате многих органов и систем в организме червей, но усложнил их жизненный цикл с увеличением продуктивности размножения особей.

6. Изучение плоских червей имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет узнать закономерности эволюционного развития животного мира, использовать их как объект для генетических исследований, а также разработать методы борьбы и профилактики гельминтозов.

Сравнение плоских червей в – 1

Главная > Документ

Сравнение плоских червей.

Белая планария –

Бычий цепень-

имеет две присоски: околоротовую и брюшную

имеет 4 присоски

тело покрыто ресничками

имеет три слоя клеток

питательные вещества проникают через все тело

органы пищеварения – рот, кишечник

дыхание происходит через кожу

характерно бескислородное дыхание

основной хозяин – КРС

промежуточный хозяин – КРС

имеется стадия развития – финны

личинки способны размножаться

яйца выходят наружу вместе с членником

для развития яйцо должно попасть в воду

нервная система развита слабо, или ее совсем нет

нервная система представлена парными нервными узлами, нервными стволами и отростками.

длина тела – 1-2 см (1,5)

длина тела – 3-4 см

длина тела – 4-10 м

характерна двусторонняя симметрия

Сравнение плоских червей.

Белая планария –

Бычий цепень-

длина тела – 1-2 см (1,5)

длина тела – 3-4 см

длина тела – 4-10 м

характерна двусторонняя симметрия

имеет три слоя клеток

имеет две присоски: околоротовую и брюшную

имеет 4 присоски

тело покрыто ресничками

питательные вещества проникают через все тело

органы пищеварения – рот, кишечник

характерно бескислородное дыхание

дыхание происходит через кожу

нервная система представлена парными нервными узлами, нервными стволами и отростками

нервная система развита слабо, или ее совсем нет

основной хозяин – КРС

промежуточный хозяин – КРС

имеется стадия развития – финны

личинки способны размножаться

яйца выходят наружу вместе с членником

для развития яйцо должно попасть в воду

Сравнение Круглых, Плоских и Кольчатых червей

многоклеточные животные, имеющее уплощенное тело

вытянутое тело, разделенное на членники кольцевыми перетяжками

тело вытянутое, круглое на поперечном разрезе

живет в водоемах

ведет паразитический образ жизни

живет в почве, богатой перегноем

тело двухсторонне симметричное

под кожей два слоя мышц — кольцевые и продольные

мускулатура образована одним слоем продольных мышц

мышечные волокна – поперечные, продольные и мышцы соединяющие спинную и брюшную стороны тела

имеется полость тела, заполненная жидкостью

полость тела заполнена паренхимой

питается питательным веществом кишечника хозяина

питается перегнившими органическими остатками

хищник – питается дафниями и циклопами

непереваренные остатки выбрасываются через рот

имеется анальное отверстие

дыхание осуществляется всей поверхностью тела

кислород поступает в организм через жабры

характерно бескислородное дыхание

кровеносная система замкнутая

кровеносная система отсутствует

имеется орган зрения

выделительная система имеется

отсутствует выделительная система

нервная система состоит из окологлоточного нервного узла и брюшной нервной цнпочки

30.НС – парные головные узлы, стволы и ответвления

31. НС – нервное кольцо и нервные стволы.

Класс Рыбы

1.Движению рыб в воде способствует:

А. покров из чешуи В. обтекаемая форма тела

Б. выделяемая слизь Г. все ответы верны

2. Количество отделов головного мозга рыб равно:

3. К безусловным рефлексам относятся:

А. сбор рыб у кормушки после постукивания

Б. реакция на вкус пищи

В. сбор у кормушки при зажигании света

Г. все ответы не верны

4. К проходным рыбам относятся:

А. лосось, угорь, осетр В. кета, угорь, щука

Б треска, осетр, камбала Г. белуга, стерлядь, налим

5. К пресноводным рыбам относятся:

А. окунь, треска, форель В. карась, форель, щука

Б. налим, сельдь, лещ Г. горбуша, плотва, карп

6. Какие плавники обеспечивают рыбе погружение и подъем:

А. грудные и хвостовой В. брюшные и анальный

Б. грудные и брюшные Г. анальный и спиной

7. Функции боковой линии у рыб:

А. определение направления движения воды

Б. ощущение силы течения воды

В. определение глубины погружения

Г. все ответы верны

8. Плавучесть у костных рыб достигается:

А. развитием плавательного пузыря

Б. накоплением жира в тканях

Г. все ответы верны

9. У рыб не развиваются:

А. печень В. слюнная железа

Б. поджелудочная железа Г. желчный пузырь

10. Какая из пищеварительных желез продуцирует желчь:

А. печень В. слюнная железа

Б. поджелудочная железа Г. желудок

11. Функции плавательного пузыря:

А. орган слуха В. орган равновесия

Б. орган дыхания Г. орган пищеварения

12. Температура тела рыб зависит:

А. от содержания жира в тканях В. от характера пищи

Б. от температуры воды Г. все ответы верны

13. Самая плодовитая рыба:

А. луна – рыба В. треска

Б. сельдь Г. осетр

14. Размножение рыб называется:

А. нерестом В. икрометанием

Б. живорождением Г. откладкой яиц

15. Забота о потомстве лучше всего развито у рыб:

А. откладывающих миллионы икринок В живородящих

Б. отличающихся небольшой плодовитостью Г. у всех одинаково

16. Объектами морского промысла являются:

А. сельдь, килька, анчоус В. сом, лосось, горбуша

Б. осетр, белуга, севрюга Г. треска, акула, тюлька

17. Объектами промысла в естественных пресных водоемах являются:

А. сазан, лещ, сом В. толстолобик и белый амур

Б. карп и карась Г. горбуша, сом, сельдь

18. Какие парники парные?

А. хвостовой и спинной В. грудной и анальный

Б. брюшной и грудной Г. спиной и брюшной

19. Хищник, опасный для человека:

А. тигровая акула В. скат — манта

Б. гигантская акула Г. китовая акула

20. Какая кровь проходит через сердце рыбы:

Это интересно:  Есть ли полость тела у плоских червей

А. венозная В. смешанная

Б. артериальная Г. все ответы не верны

21. Сколько кругов кровообращения у рыб?

22. Какой из классов рыб самый молодой:

А. хрящевые В. костистые

Б. кистепёрые Г. двоякодышащие

23. . Какие рыбы были предшественниками земноводных

А. хрящевые В. костистые

Б. кистепёрые Г. двоякодышащие

Класс Рыбы

1. Плавучесть у костных рыб достигается:

А. развитием плавательного пузыря

Б. накоплением жира в тканях

Г. все ответы верны

2. Движению рыб в воде способствует:

А. покров из чешуи В. обтекаемая форма тела

Б. выделяемая слизь Г. все ответы верны

3. Какая из пищеварительных желез продуцирует желчь:

А. печень В. слюнная железа

Б. поджелудочная железа Г. желудок

4. У рыб не развиваются:

А. печень В. слюнная железа

Б. поджелудочная железа Г. желчный пузырь

5. К проходным рыбам относятся:

А. лосось, угорь, осетр В. кета, угорь, щука

Б треска, осетр, камбала Г. белуга, стерлядь, налим

6. К пресноводным рыбам относятся:

А. окунь, треска, форель В. карась, форель, щука

Б. налим, сельдь, лещ Г. горбуша, плотва, карп

7. Какие плавники обеспечивают рыбе погружение и подъем:

А. грудные и хвостовой В. брюшные и анальный

Б. грудные и брюшные Г. анальный и спиной

8. Функции боковой линии у рыб:

А. определение направления движения воды

Б. ощущение силы течения воды

В. определение глубины погружения

Г. все ответы верны

9. К безусловным рефлексам относятся:

А. сбор рыб у кормушки после постукивания

Б. реакция на вкус пищи

В. сбор у кормушки при зажигании света

Г. все ответы не верны

10 У каких рыб нерест бывает раз в жизни, после чего они погибают

А. угорь и окунь В. горбуша и кета

Б щука и карась Г. осетр и угорь

А. хвостовой и спинной В. грудной и анальный

Б. брюшной и грудной Г. спиной и брюшной

12. Функции плавательного пузыря:

А. орган слуха В. орган равновесия

Б. орган дыхания Г. орган пищеварения

13.. Температура тела рыб зависит:

А. от содержания жира в тканях В. от характера пищи

Б. от температуры воды Г. все ответы верны

14. Хищник, опасный для человека:

А. тигровая акула В. скат — манта

Б. гигантская акула Г. китовая акула

15. Какая кровь проходит через сердце рыбы:

А. венозная В. смешанная

Б. артериальная Г. все ответы не верны

16. Сколько кругов кровообращения у рыб?

17. Размножение рыб называется:

А. нерестом В. икрометанием

Б. живорождением Г. откладкой яиц

18. Забота о потомстве лучше всего развито у рыб:

А. откладывающих миллионы икринок В. живородящих

Б. отличающихся небольшой плодовитостью Г. у всех одинаково

19. Самая плодовитая рыба:

А. луна – рыба В. треска

Б. сельдь Г. осетр

20. Объектами морского промысла являются:

А. сельдь, килька, анчоус В. сом, лосось, горбуша

Б. осетр, белуга, севрюга Г. треска, акула, тюлька

21.. Объектами промысла в естественных пресных водоемах являются:

А. сазан, лещ, сом В. толстолобик и белый амур

Б. карп и карась Г. горбуша, сом, сельдь

22. Какой из классов рыб самый молодой:

А. хрящевые В. костистые

Б. кистепёрые Г. двоякодышащие

23. . Какие рыбы были предшественниками земноводных

Заполните таблицу сделайте вывод об усложнении строения плоских червей

Класс ресничные черви

Мир простейших отличается удивительным разнообразием своих представителей. Некоторые из них совершенно безобидны, другие совершенно неопасны для человека, в отличие от возбудителя болезни стронгилоидоза, но несут угрозу другим обитателям животного мира, как рыбы, моллюски.

Например, турбеллярии, которых относят к типу плоских червей. Ресничные черви, при своем чрезмерном размножении в аквариуме, способны уничтожить его жителей.

Представители класса ресничные

Итак, что такое турбеллярии, и какой образ жизни ведут ресничные черви? К классу ресничных принадлежит более 3500 видов червей. Самым типичным представителем этого класса является белая планария и другие ее разновидности (черная, молочно-белая и так далее).

Общая характеристика класса ресничных червей указывает на то, что эти организмы ведут хищный образ жизни, питаются мелкими беспозвоночными, передвигаются вплавь либо ползком, благодаря своим ресничкам и кожно-мускулистому мешочку.

Тело у них двухсторонне-симметричное. Большинство из них свободноживущие, и только некоторые паразитируют в организмах моллюсков, ракообразных и животных, что также характерно для нанофиета (лососевого сосальщика).

К представителям класса ресничные относятся:

  1. Планарии.
  2. Темноцефалы.
  3. Удонеллиды.
  4. Турбеллярии.

Ближайшими предками ресничных червей считаются фагоцителлообразные, то есть, ресничные произошли от когда-то вымерших кишечнополостных.

Последние на каком-то этапе своей эволюции, смогли перейти к ползающему образу жизни на дне водоемов, где вели активную жизнь хищника, охотясь за мелкими представителями водного мира.

Поначалу прародители плоских червей плавали вдоль дна благодаря ресничкам на своем теле. Со временем происходило усложнение их нервной и мышечной систем, а за счет усовершенствования мезодермы видоизменялись и остальные структуры организма. В итоге всего этого появился первый класс плоских представителей — ресничные черви. Намного позже образовались и другие классы: ленточные и сосальщики.

Где обитают ресничные черви? Большинство представителей ресничных встречаются практически везде:

  1. Морские и пресные водоемы.
  2. Влажные тропические леса.
  3. Как паразиты у животных и человека.

По мнению ученых, появление первых ресничных червей относится к периоду протерозойской эры.

Особенности строения и жизни червей

Очень редко встречаются особи червя с бесцветным покровом тела, обычно он имеет разнообразные яркие цвета, благодаря присутствию специального кожного пигмента. На поверхности тела расположены маленькие реснички, выполняющие не только защитные функции, но и способствующие быстрому передвижению турбеллярии.

Правда, скорость движения зависит не только от наличия этих ресничек, а и от способности кожных мускулов к сокращению. Итак, какие особенности строения у ресничных червей?

Ротовая полость

Ротовая полость у турбеллярии может располагаться как в начале тела, так в его центре, поэтому пищеварительный процесс происходит удивительно легко и быстро. Переваренная еда не задерживается в организме, сразу же выходить наружу.

Пищеварительная система

Пищеварительная система отличается разнообразностью, например, у одного подвида она полностью отсутствует, у другого – достаточно разветвленная. Именно по этой особенности и различаются подвиды этих червей.

У беспозвоночных, после того, как пища будет переварена и покинет организм, начинает формироваться новая пищеварительная система временного характера, которая исчезает после переработки очередной порции еды.

А вот у турбеллярии с ветвистым кишечником этот процесс осуществляется иначе. В этом случае пищеварительная стадия намного сложнее, так как пище нужно продвинуться по всем ветвям, пока не доберется до окончательной стадии переваривания. Полезные вещества путешествуют по всему телу, обогащая организм необходимыми элементами. После этого турбеллярия чувствует себя сытой в течение нескольких дней.

Структура кровообращения

Структура кровообращения отсутствует, а сам процесс дыхания осуществляется поверхностью тела.

Нервная система

Нервная система отличается сильным разветвлением, способная улавливать малейшие колебания и вибрации, являющиеся для червя сигналом опасности.

Любопытный факт: на кольцевых перемычках находятся незначительные окончания нервов, способные к самовосстановлению после своего удаления.

У бескишечной турбеллярии имеется статоцист, благодаря такой особенности, возможно появление мозговых тканей вокруг окончаний нервов. Те черви, у которых отсутствует статоцист, мозговой мозг формируется в начале их тела.

Органы чувств

Органы чувств отличаются неплохой развитостью, поэтому турбеллярии умеют улавливать даже самые незначительные сигналы. Благодаря наличию ресничек, расположенных по всему телу и имеющие связь с нервными отростками, функция осязания работает хорошо.

Система обоняния

Система обоняния для ресничных паразитов играет центральную роль. С ее помощью они охотятся, добывают еду и при необходимости, защищаются от своих врагов. Органы обоняния представляют собой маленькие ямочки и способны сигнализировать о малейших изменениях в окружающей среде всем нервным отросткам и клеточным пигментам, которые вырабатывают особый аромат.

У всех представителей класса ресничных червей глаза сформированы слабо, не способны четко различать окружающие предметы. Однако у отдельных разновидностей турбеллярии глаза имеются. Расположены они рядом с мозгом и могут насчитываться в количестве двух, либо в несколько десятков, остро реагирующие на световые раздражители. Зрительные нервы, получив нужную информацию, молниеносно отправляют сигнал в мозг, в котором осуществляется анализ полученных данных и принятие дальнейших действий.

Это интересно:  Дома паразиты и какие виды видео

Половая система

Турбеллярии – гермафродиты, то есть, одновременно являются и мужской и женской особью. Половая связь осуществляется с помощью специальных каналов, расположенных внутри червя. Когда процесс спаривания заканчивается, оплодотворенные яйца вываливаются в водоем через маленькие разрывы на теле турбеллярии.

Большинство представителей ресничных склонны к бесполому размножению — делением на две половинки, с дальнейшим образованием недостающих органов.

Не секрет, что представители класса ресничные черви предрасположены к регенерации, другими словами, им под силу пережить даже самые неблагоприятные условия для их жизни, бодро оставаясь на плаву в любых обстоятельствах.

Ниже приведена сравнительная таблица плоских червей класса ресничные:

Избавляем аквариум от ресничного представителя

Многие аквариумисты интересуются, как избавиться от турбеллярии в аквариуме? Следует сказать, что данные существа довольно опасны для жизни обитателей аквариума. Чрезмерное количество этих организмов способно уничтожить икринки рыб и мальков. На поверхности турбеллярии присутствуют специфические палочки (рабдиты), которыми червь стреляет в свою жертву.

Попав в тело рыбы, она не только наносить ей рану, а и вызывает паралич.

Для борьбы с турбелляриями хорошо зарекомендовали себя такие методы:

  1. Ловушка. Очень легко сделать из марли, соорудив маленький мешочек, внутрь которого поместить несколько ломтиков сырого мяса. Готовую западню крепят на ночь в аквариуме. Черви, почуяв еду, устремляются к источнику питания, пробираются внутрь мешочка. Утром набитую турбелляриями ловушку выбрасывают.
    Этот способ совершенно безвреден для других жителей аквариума, единственный его недостаток – не получается за один раз избавиться от червя.
  2. Обеззараживание. Тщательная обработка аквариумной емкости, грунта, фильтра, остальных деталей водного интерьера. Для уничтожения червя и их яиц все вышеуказанные предметы обрабатывают хлоркой, потом промывают чистой водой и просушивают.
  3. Подогрев аквариумной воды. Из аквариума отсаживают рыбок и других его обитателей, а затем температуру аквариумной воды поднимают до 35 градусов, поддерживая этот показатель в течение двух часов. Такая температура пагубно воздействует на турбеллярии, в итоге они погибают.
  4. Рыбки. Некоторые аквариумные рыбы способны поедать планарии и турбеллярии. К таковым относятся:
  • цихлазомы;
  • макроподы;
  • ампулярии.

Достаточно завести этих рыбок, и они уничтожать червей.

  1. Обработка препаратом. В ветаптеках продается специальный препарат на основе фебендазола. Использовать средство необходимо согласно аннотации.

Заключение

Присутствие в живой природе ресничных червей объясняется сложной пищевой цепочкой. Турбеллярии являются хищниками, поедая более мелкие разновидности живых существ, и в свою очередь являются пищей для более развитых организмов.

Вывод об усложнении строения плоских червей

Название системы внутренних органов планарии

Органы, образующие систему

Выполняемые функции системы органов

Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками

Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов.

Ответная реакция организма на раздражение

Рот, глотка, кишечник

Захват и переваривание пищи

Выделительные канальцы, каналы и поры.

Выведение жидких продуктов обмена веществ

Размножение, увеличение численности

IV. Домашнее задание

Рисунки жизненного цикла — 115, 117, зарисовать и объяснить.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

Изучение нового материала.

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Цель: Изучить Тип Круглые черви.

1) Образовательные:— рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

— выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

2) Воспитательные:— воспитывать бережное отношение к своему организму;

3) Развивающие:— продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

— развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Таблицы с изображением круглых и плоских червей; «Цикл развития аскариды человеческой», учебник.

I.Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.

II.Проверка знаний: Самостоятельная работа по индивидуальным

карточкам. (8 мин)

Карточка 1.Заполните пропуски:

Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

Дайте определение терминам:

Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

III. Изучение нового материала: 25 минут

Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

изучить строение круглых червей;

рассмотреть цикл развития круглых червей;

познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.

Деление пищеварительной системы на отделы.

Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.

Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.

Учитель: «Аскарида человеческая: паразитирует в тонком кишечнике, вызывает заболевание – аскаридоз».

«Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к паразитическому образу жизни?»

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):

тело покрыто плотной кутикулой;

мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;

особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;

микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;

очень большая плодовитость.

Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя. Учащиеся смотрят на рисунок в учебнике.

Учитель задаёт вопрос: «Наносят ли аскариды вред человеку?»

Истощают организм хозяина;

Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;

Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

Плохо промытые фрукты и овощи

Не пить сырую воду из рек и озер.

Вести борьбу с мухами.

Выделенных аскарид сжигать.

Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты

IV. Закрепление материала. (5 мин)

Что нового вы узнали за сегодняшний урок?

Почему у круглых червей половая система хорошо развита а дыхание отсутствует?

V. Домашнее задание: 2 мин.

прочитать раздел «Тип Круглые черви»; стр 119 – 124, ответить на вопросы

самостоятельно заполнить таблицу «Системы органов круглых червей»

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок

2. Пищеварительная система

Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.

3. Выделительная система

Одноклеточные кожные железы.

Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.

— Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

— Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.

— Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.

Это интересно:  Виды паразитов в организме человека: фото и классификация названий

5. Половая система

Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).

Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).

Откладывают яйца, есть живородящие.

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

Изучение нового материала.

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Тема: Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока: изучить Класс Многощетинковые

Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, презентация урока.

Узнавать по рисункам и называть системы органов;

Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви, класса Многощетинковые черви;

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

Тип Плоские черви

Подробное решение Параграф стр. 43 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Н.И. Сонин, В.Б. Захаров 2014

Класс Ресничные черви, Класс Сосальщики, Класс Ленточные черви

Вопрос 1. Охарактеризуйте особенности строения плоских червей. Какой образ жизни ведут ресничные черви?

Особенности строения плоских червей:

• тело вытянуто и уплощено в спиннобрюшном направлении, четко различаются передний и задний концы;

• они имеют двустороннюю симметрию, что позволяет совершать более активные движения, чем у радиально-симметричных животных (кишечнополостные);

• имеется четыре вида тканей: покровная, соединительная, нервная и мышечная;

• стенка тела представляет собой кожно-мускульный мешок, образованный однослойным эктодермальным эпителием и мышцами, лежащими в три слоя (наружный — кольцевые мышцы, следующий, глубже расположенный — продольные, самый глубокий слой — диагональные мышцы);

• внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань — паренхима, в которой находятся все внутренние органы;

• пищеварительная система слепая и не имеет анального отверстия;

• нервная система состоит из двух нервных узлов в передней части тела и отходящих от них продольных тяжей, соединенных перемычками;

• выделительная система представлена разветвленными канальцами, начинающимися в паренхиме звездчатыми клетками, имеющими полость с находящимся в ней пучком ресничек; колебания ресничек вызывают ток жидкости, содержащей продукты обмена, направляя ее в канальцы, которые сообщаются с внешней средой выделительными отверстиями;

• половая система гермафродитна, состоит из половых желез и сложной системы протоков, служащих для выведения половых клеток;

• у паразитических форм имеются различные приспособления для прикрепления к телу хозяина.

Большинство ресничных червей – свободноживущие животные, ведущие, как правило, хищный образ жизни. Они поедают многих простейших (инфузорий, корненожек, жгутиконосцев), нематод, мелких ракообразных, личинок комаров – зачастую более крупных животных, чем они сами

Вопрос 2. Кто называется промежуточным, а кто – основным хозяином паразита? Как печёночный сосальщик проникает в тело промежуточного и основного хозяина?

Жизненный цикл печёночного сосальщика протекает со сменой хозяев. Окончательный, основной хозяин, в теле которого паразит размножается половым путём, – крупный или мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, человек и др. Промежуточный хозяин, где личинка паразита проходит определённые стадии развития, – моллюск прудовик малый.

Яйцо печёночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду, где из него выходит личинка с ресничками. Затем личинка внедряется в тело малого прудовика. Здесь паразит превращается в следующую личиночную стадию, затем он покидает моллюска и активно передвигается в воде. На этой стадии печёночный сосальщик прикрепляется к стеблям растений и покрывается толстой оболочкой. Образуется циста, долго сохраняющая жизнеспособность. Проглоченная животным, циста попадает в кишечник, оболочка её растворяется, и паразит через кровеносные сосуды проникает в печень, где достигает половозрелого состояния.

Вопрос 3. Зарисуйте жизненный цикл печёночного сосальщика. Предложите меры профилактики заражения паразитом.

Меры борьбы и профилактика: не употреблять воду из непроверенных источников.

Вопрос 4. Сравните особенности строения свободноживущих плоских червей, сосальщиков и ленточных червей. Составьте таблицу (работа в малых группах).

Сосальщики ведут исключительно паразитический образ жизни, поселяясь во внутренних органах беспозвоночных и позвоночных животных. В связи с этим в их строении наблюдаются следующие особенности:

• плотная защитная оболочка, покрывающая тело;

• две присоски для прикрепления к тканям хозяина;

• гермафродитизм; высокая плодовитость;

• упрощенные органы чувств.

Особенности строения ленточных червей:

лентовидное тело, состоящее из головки, шейки и нескольких тысяч члеников, которые увеличиваются в размерах к концу тела;

на головке имеются органы прикрепления к стенкам кишечника хозяина (присоски, присасывательные щели, крючья);

в каждом членике — гермафродитная половая система;

последние членики заполнены оплодотворенными яйцами, эти членики отрываются и выводятся наружу;

пищеварительная система отсутствует, всасывание пищи происходит всей поверхностью тела;

нервная система образована головным узлом, от которого вдоль тела идут нервные стволы.

Особенности строения плоских червей:

• тело вытянуто и уплощено в спиннобрюшном направлении, четко различаются передний и задний концы;

• они имеют двустороннюю симметрию, что позволяет совершать более активные движения, чем у радиально-симметричных животных (кишечнополостные);

• имеется четыре вида тканей: покровная, соединительная, нервная и мышечная;

• стенка тела представляет собой кожно-мускульный мешок, образованный однослойным эктодермальным эпителием и мышцами, лежащими в три слоя (наружный — кольцевые мышцы, следующий, глубже расположенный — продольные, самый глубокий слой — диагональные мышцы);

• внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань — паренхима, в которой находятся все внутренние органы;

• пищеварительная система слепая и не имеет анального отверстия;

• нервная система состоит из двух нервных узлов в передней части тела и отходящих от них продольных тяжей, соединенных перемычками;

• выделительная система представлена разветвленными канальцами, начинающимися в паренхиме звездчатыми клетками, имеющими полость с находящимся в ней пучком ресничек; колебания ресничек вызывают ток жидкости, содержащей продукты обмена, направляя ее в канальцы, которые сообщаются с внешней средой выделительными отверстиями;

• половая система гермафродитна, состоит из половых желез и сложной системы протоков, служащих для выведения половых клеток;

• у паразитических форм имеются различные приспособления для прикрепления к телу хозяина.

Вопрос 5. В чём вы видите отличия цикла развития бычьего цепня от жизненного цикла печёночного сосальщика?

Бычий цепень паразитирует в человеке, живет в тонкой кишке человека

а печеночный сосальщик в печени, желчных ходах.

Вопрос 6. Обсудите в классе. Какие особенности строения сосальщиков и ленточных червей связаны с их образом жизни?

Сосальщики и ленточные черви ведут исключительно паразитический образ жизни, поселяясь во внутренних органах беспозвоночных и позвоночных животных. В связи с этим в их строении наблюдаются следующие особенности:

• плотная защитная оболочка, покрывающая тело;

• две присоски для прикрепления к тканям хозяина;

• гермафродитизм; высокая плодовитость;

• упрощенные органы чувств.

Вопрос 7. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика органов и систем органов ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей» (работа в малых группах).

Сравнительная характеристика органов и систем органов ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, gigabaza.ru, sredstvo.glistus.ru, studfiles.net, resheba.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий