Лямблия значение в природе и жизни человека

Значение свободноживущих простейших. Многие простейшие, особенно инфузории, питающиеся бактериями, гниющими органическими остатками, участвуют в очищении водоемов от загрязнения. При благоприятных условиях жизни они быстро размножаются. Их несметное количество служит пищей личинкам и малькам рыб, различным мелким рачкам, водным насекомым и их личинкам, которые, в свою очередь, поедаются подросшими мальками рыб и более крупными водными животными (рис. 36). Рис. 36. Пищевое значение простейших в жизни пресноводных организмов Большое значение в очищении водоемов и в питании многих мелких пресноводных животных имеют эвглены. Кроме того, создавая на свету органические вещества из неорганических, они, как растения, уменьшают в воде содержание углекислого газа и увеличивают количество кислорода.

Многие из простейших служат показателями (индикаторами) чистоты воды. Так, высокая численность эвглен и инфузорий некоторых видов свидетельствует о загрязненности воды органическими веществами. В более чистой воде живут трубачи, спиростомумы, инфузории-туфельки, а в воде с малым содержанием органических и большим количеством минеральных веществ живет обычно амеба обыкновенная.

Из раковинок отмерших и оседавших на дно морских фораминифер в течение тысячелетий образовались мел и известняк (рис. 37), а из скелетов радиолярий – радиоляриевые илы. Рис. 37. Мел под микроскопом Значение паразитических простейших. Среди простейших много паразитов, вызывающих тяжелые заболевания у человека, сельскохозяйственных и диких промысловых животных. Дизентерийная амеба (рис. 38), внедряясь в слизистую оболочку толстого кишечника человека и размножаясь в ней, вызывает изъявления и как следствие — кровавый понос. Кроме того, она способна поглощать красные кровяные тельца крови (эритроциты). Рис. 38. Паразитические простейшие Из других паразитов кишечника человека большую опасность представляют жгутиконосцы лямблии и инфузория балантидий (рис. 38). Лямблия одного из видов паразитирует в тонком кишечнике и желчных протоках печени человека (преимущественно детей), вызывая воспаление желчного пузыря и кишечные расстройства. Попадая в нижние отделы кишечника, лямблии образуют цисты, которые выводятся из организма и служат источником заражения новых хозяев.

Балантидии, паразитирующие в кишечнике крыс, свиней и попадающие в организм человека, питаются остатками непереваренной пищи, а в тканях кишечника — клетками крови. Заражение человека происходит путем проглатывания цист с загрязненной пищей или водой.

В естественных водоемах и в прудовых хозяйствах большую опасность представляет инфузория ихтиофтириус (рис. 38). Она часто вызывает массовую гибель рыб, поражая их кожу, плавники и жабры. Особенно опасен этот паразит для молоди рыб.

Наибольшее число паразитов человека и животных относится к типу споровиков. Один их них — малярийный плазмодий — возбудитель малярии. Малярийные паразиты внедряются в красные кровяные тельца крови человека, питаются их содержимым и делятся. Выход молодых паразитов из красных кровяных телец и внедрение их в другие кровяные тельца (рис. 39) происходит через 2–3 суток (в зависимости от вида малярийного паразита). Во время их выхода в жидкую часть крови бывают приступы малярии. Больного лихорадит то от сильного озноба, то он теряет сознание от сильного жара. Распространители малярийных паразитов — малярийные комары. В недалеком прошлом малярия свирепствовала во многих странах мира. В нашей стране эта болезнь практически ликвидирована. Рис. 39. Малярийный плазмодий и его деление

К типу споровиков относятся и кокцидии. Они поселяются в клетках стенок кишечника или желудка кроликов, кур и других животных. Заболевшие животные отказываются от корма и вскоре погибают. Заражение происходит через пищу, загрязненную испражнениями больных животных. Известны случаи кокцидиоза и у людей.

➊ Каково значение простейших в жизни других животных — обитателей водоемов? ➋ Какие простейшие и каким образом участвуют в очищении водоемов? ➌ Присутствие каких простейших в воде служит показателем загрязнения ее органическими веществами? ➍ Какие простейшие и как образовали на Земле толщи мела и известняка? ➎ Какие простейшие организмы являются возбудителями заболеваний человека и животных?

Значение одноклеточных в природе и жизни человека

Роль простейших в водной среде

В водной среде простейшие являются питанием для мелких животных. Многие моллюски, ракообразные, черви, мальки рыб, личинки, водяные насекомые питаются одноклеточными животными. В свою очередь эти мелкие животные являются пищей более крупных животных, которые приносят огромный вклад в сельское, рыбное и народное хозяйство. Одноклеточные организмы образуют планктон, которым питаются киты, кашалоты.

Сами простейшие, а особенно инфузории питаются бактериями, разложившимися органическими остатками, и тем самым очищают водоемы от загрязнения. Так же простейшие фототрофы насыщают воду кислородом, и уменьшают содержание углекислого газа. Простейшие имеют способность из органических веществ на свету создавать неорганические вещества.

Большинство простейших являются индикаторами чистоты воды. Определить загрязненную воду поможет большая численность в водоеме инфузорий и эвглен некоторых видов. В чистой воде обитают инфузории-туфельки, трубачи, спиростомумы. В воде с малым содержанием органических и большим содержанием минеральных веществ живет амеба обыкновенная.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Простейшие кроме водного пространства населяются и в почве, насыщенной влагой. Одноклеточные организмы вместе с другими почвенными обитателями поддерживают плодородие почв и участвуют в почвообразовании.

Простейшие как строители горных пород

Мел и горные породы состоят из множества микроскопических раковин. Так известные всем горные породы Урала, Крыма, Кавказа содержат тело простейшего древнего животного – фораминифера. Известняки, состоящие полностью из фораминиферов, имеют огромное практическое значение как строительный материал. Из них построены гигантские Египетские пирамиды.

Остатки фораминиферов в горных породах являются разгадкой для геологической разведки. Наличие определенных видов фораминиферов показывает на близость слоев с нефтью, а также определяют возраст осадочных пород.

Кремнеземные горные породы образуются из скелетов лучников.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Отрицательное значение одноклеточных животных

Простейшие у человека и животных вызывают тяжелые заболевания:

  • Амеба дизентерийная попав в организм человека, внедряется в оболочку толстого кишечника и, размножаясь, вызывает воспалительный процесс и кровавый понос. Попадая в кровь, дизентерийная амеба пожирает красные кровяные тельца – эритроциты.
  • У детей в печени и тонком кишечнике паразитируют лямблии, вызывая острое воспаление желчного пузыря и кишечные расстройства, потерю аппетита и веса. Образуя цисты лямблии, выводятся из организма больно человека, и служит источником заражения.
  • Балантидии являются паразитами крыс и свиней, а также человека. Поражают ткани кишечника, питаясь клетками крови. Также питаются остатками не переваренной пищи в тонком кишечнике.
  • Малярийный плазмодий вызывает малярию у человека. Переносится паразит только через малярийных комаров. Комар переносит инфекцию от больного к здоровому человеку.
  • Кокцидии поселяются в клетках стенок кишечника или желудка кроликов, кур и других животных. Заболевшие животные отказываются от корма и вскоре погибают. Заражение происходит через пищу, загрязненную испражнениями больных животных. Известны случаи кокцидиоза и у людей.
  • К тяжелым протозойным заболеваниям человека относятся сонная болезнь, возбудителями которой являются жгутиконосцы — трипаносомы, и разные формы лейшманиозов, вызываемые другими жгутиковыми — лейшманиями.
Это интересно:  Лямблии тип питания

Таким образом, одноклеточные животные вносят огромный вклад в жизнь природы, человека и народного хозяйства. Но не стоит забывать о том, что некоторые виды простейших являются возбудителями опасных заболеваний животных и человека.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Значение Простейших в природе и жизни человека

Значение Простейших в природе и жизни человека: А) Звено в пищевых цепях; Б) Образование осадочных пород; В) Симбионты; Г) Объекты лабораторных исследований; Д) Биологическая очистка воды; Е) Возбудители болезней человека и животных.

Слайд 21 из презентации «Виды простейших организмов». Размер архива с презентацией 2614 КБ.

Простейшие

«Виды простейших организмов» — Малярийный комар. Раковины фораминифер. Дизентерийная амёба. Класс Жгутиковые. Жизненный цикл малярийного плазмодия. Различные виды амёб. Значение Простейших в природе и жизни человека. Раковинные амёбы. Меры профилактики заболеваний. Лейшмании. Трипаносома. Вольвокс. Фораминиферы. Стентор. Многообразие простейших, их роль в природе и в жизни человека. Пендинская (восточная) язва кожи. Лямблия. Сувойка.

«Значение простейших» — Простейшие. Где живут простейшие. Знакомство с простейшими. Значение бактерий. Увлекательное путешествие. Давайте познакомимся с некоторыми жителями этой страны. Теперь ты узнаешь о значении простейших. Амеба. Выполни задание. Значение простейших. Инфузория туфелька. Путешествие в страну простейших. Эвглена зеленая.

«Подцарство Простейшие» — Питание гетеротрофное. Подтип Саркодовые. Мастигофоры. Подцарство Простейшие. Виды, паразитирующие в организме человека. Как размножается эвглена зеленая. Трипаносомы. Лямблия кишечная. Болезнь кожи. Класс Животные жгутиконосцы. Класс Животные жгутиконосцы. Эвглена зеленая. Виды лейшманий. Тип Саркомастигофоры. Повторение. Пища. Класс Растительные жгутиконосцы. Корненожки. Общая характеристика подцарства.

«Образ жизни простейших» — Животные. Кроссвордиада. Почемучка. Простейшие обитают только в водной среде. Класс Радиолярии. Солнечники. Класс Жгутиконосцы. Паразиты. Кроссворд. Раковинные корненожки. Отвечайка. Тип Инфузории. Строение амёбы. Радиолярии. Простейшие. Простейшие размножаются делением. Систематические группы простейших. Среда обитания. Споровики. Класс Саркодовые. Структура. Эглена зеленая. Амёба. Симбионты. Обобщение.

«Саркодовые» — Представители Класса Саркодовые. Корненожки. Характеристика Подцарства Простейшие. Подкласс Корненожки. Отряд Фораминиферы. Морские организмы. Подкласс Солнечники. Питание гетеротрофное. Класс Саркодовые. Общая характеристика Подцарства Простейшие. Амеба Протей. Подкласс Лучевики. Питаются Солнечники мелкими организмами.

Всего в разделе «Простейшие» 23 презентации

«Многообразие простейших, их значение в природе и жизни человека»

Разделы: Биология

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

    на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, создать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.
  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.
  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: таблицы: « Одноклеточные животные»; «Строение желудка крупно-рогатого скота», «Строение ротового аппарата мухи», рисунки представителей простейших; карточки; схемы, компьютер, диск с презентацией урока, основной раздаточный материал.

По содержанию урок комбинированный (смешанного типа), проблемно-развивающий; урок повторения и расширения знаний. Исходя из этих данных, он имеет свою особую структуру и методы обучения.

  1. Организационный момент:
    1.1.Психологический настрой учащихся.
    1.2. Готовность учителя к уроку.
    1.3. Мобилизирующее начало урока. Актуализация знаний учащихся.(Создание проблемной ситуации, постановка цели урока).
  2. Основная часть урока. (Содержательная часть)
    2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:
    — фронтальный опрос;
    — самостоятельная работа в группе (по заполнению таблицы);
    — самооценка выполненной работы;
    — игра-викторина на развитие логического мышления, с повторением межпредметных связей;
    — составление схемы в тетрадях и на доске по теме: «Значение простейших в природе и жизни человека».
  3. Изучение нового материала.
    3.1.Работа с карточками-информаторами в группах, подготовка презентаций.
    3.2. Выступление учащихся у доски по теме: «Что я узнал?»
    3.3.Выработка памятки профилактики заболеваний, вызываемых простейшими-паразитами.
  4. Закрепление материала, изученного на данном этапе и ранее пройденного.
    4.1 Самостоятельная работа учащихся по классификации, на основе внешнего строения.
    4.2. Самопроверка.
  5. Подведение итогов и результаты урока.

1. Послушайте рассказ. (Идет презентация слайды № 1-11)

— Ребята, послушайте, одну историю. Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: — И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: — Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: — Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: — Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, — добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков?

Тут третья вмешалась: — Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

— Ребята, скажите, можно ли разрешить их спор?

— О каких видах взаимоотношений между животными говорится в этом отрывке?

Это проблема, решить которую мы, и постараемся на уроке.

А сейчас открываем тетради и записываем тему урока.:«Многообразие простейших, их значение в природе и в жизни человека ». .

Сначала мы вспомним отличительные особенности простейших. Для этого заполнит каждый таблицу, поставив крестик там, где верный ответ? Ответы сверьте с таблицей на экране. (Приложение №1, слайд № 13 ).

«Сходство и различия простейших».

П р о с т е й ш и е

На доске расположены карточки разных цветов: красная, жёлтая, оранжевая, синяя, зелёная.

Ответив на вопрос, подойди к доске и возьми карточку соответствующего цвета, Прочитай вопрос и подумав ответь, или попроси помощи у одноклассников.

  • Какого цвета светочувствительный глазок евглены зеленой?
  • На что по форме похожу фораминеферы?
  • Какого цвета вода?
  • Какого цвета пигмент хлорофилл?
  • Какого цвета плод у абрикоса?

Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?

Это интересно:  Анализ крови на аскариды лямблии токсокары аскариды

( Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).

Вопрос №2: Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

( Сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления)

Вопрос № 3: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?

( Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).

Вопрос № 4: В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

(Неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Цист много в пыли на берегу озера. Ветром цисты могли быть занесены на пальму).

Вопрос № 5: В ходе опытов отметили, что евглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями.

(Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды. В опытах наблюдаем положительные пищевой и световой таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис).

-Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?

Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека», при помощи цветных карточек.

Схема выстраивается совместно с учащимися на доске при помощи магнитов. Учащиеся приводят пример простейших, имеющих то или иное значение, например:

  • осадочные породы, мел и кремнезем, образованы раковинами фораминифер и лучевиков;(Слайды № 14-16)
  • инфузория — туфелька может служить биологическим фильтром;
  • морские простейшие составляют планктон и являются пищей для других организмов и т.д.;
  • в кишечнике человека обитает кишечная амеба, питающаяся кишечными бактериями (симбиоз);

Ю.И.Полянский пишет: «Если взять каплю содержимого рубца и рассмотреть её под микроскопом, то в поле зрения инфузории буквально кишат. Трудно даже в условиях культуры получить такую массу инфузорий. Количество инфузорий в 1куб.см содержимого рубца достигает миллиона, а нередко и более» Масса всех инфузорий в желудке коровы может достигать 3 кг. А что они там делают?

Оказывается, что многие жвачные животные (крупный рогатый скот, верблюды, овцы, антилопы) постоянно жуют. Желудок этих животных устроен очень сложно, он состоит из нескольких отделов. Сначала пища поступает в рубец, здесь пищеварительный сок не выделяется, зато здесь живет огромное количество инфузорий и бактерий, которые и переваривают целлюлозу, скатывая её в шарики, которые в свою очередь скатываются в другой отдел желудка – сетку, а от туда снова в рот. Это и есть та «жвачка», которую усердно пережёвывают животные. Затем пища вновь проглатывается в следующий отдел желудка – книжку, а из неё в сычуг. Где и окончательно переваривается под действием пищеварительного сока.(Смотри таблицу «Строение желудка крупно-рогатого скота»).

— Простейшие – паразиты. Давайте вспомним, кого в биологии мы называем паразитами?

(Паразиты – это организмы, которые живут за счет других живых организмов, питаясь их соками и нанося вред)

2. Изучение нового материала.

— Давайте тогда с ними познакомимся. (На столах у учащихся есть карточки с названием простейших и их описанием. Они читают материал и готовят устную презентацию). (Слайды № 17-20).

— Класс Саркодовые, вид – Дизентерийная амеба. Человек заражается, проглатывая цисты паразита с водой или пищевыми продуктами, загрязненными землей. Паразит живет в кишечнике, питаясь клетками. Может попасть в кровь. Профилактика – соблюдение мер гигиены.

— Класс Жгутиконосцы, вид Трипаносома. Паразитирует у человека и млекопитающих (овцы, козы, свиньи, иногда собаки). Переносчиком служат муха це-це ( это только для Западной Африки). Муха при сосании крови больного животного заражается трипаносомами, которые попадают в желудок мухи, где активно размножаются. После чего передвигаются в хоботок насекомого и слюнные железы. (смотри таблицу «Строение ротового аппарата мухи»). Кусая человека муха ему передает трипаносом со слюной. Паразиты попадают в кровь и лимфу, затем переходят в лимфатические сосуды, спинно-мозговую жидкость, а там, в ткани головного и спинного мозга. Основная профилактика – уничтожение мухи це-це и мест её размножения (водоемов).

Среди паразитических жгутиконосцев особое внимание заслуживают паразиты многих позвоночных –лейшмании. Они очень мелкие: длина их тела всего 2-4 мкм. Лейшмани являются внутриклеточными паразитами,так как вызывают тяжелые поражения внутренних органов и кожи (лейшманиозы). Паразиты передаются через

укусы москитов В организме человека паразит теряет жгутик, а в теле москита его жгутик восстанавливается.Один из видов лейшманий, распространенных в Южной Европе, Индии и Средней Азии вызывает болезнь человека кала Азар, при которой увеличиваются печень и селезенка. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой, малокровиемИстощением и чаще всего заканчивается смертельным исходом. Другой вид лейшманий вызывает болезнь кожи , рапространенную в Северной Африке, Южной Европе и Южной Азии, Закавказье и Средней Азии.

Профилактика. Личная – индивидуальная защита от укусов москитов; общественная – уничтожение природных резервуаров (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д.) Одновременно рекомендуется проводить санитарно-просветительную работу среди населения, а также делать прививки.

В кишечнике млекопитающих (человека, кролика, мыши), земноводных и некоторых беспозвоночных обитают лямблии. Длина тела этих паразитов 0,008 – 0,03 мм. Тело лямблий грушевидное и сплющенное. Вогнутая брюшная сторона образует присоску для прикрепления к эпителиальным клеткам кишечника человека. Имеются четыре пары жгутиков и два ядра. Лямблии обитают в верхних отделах тонкого кишечника человека. Попадая в нижние отделы кишечника, лямблии образуют цисты, которые выводятся во внешнюю среду и служат источником заражения новых хозяев. Источником заражения служат немытые овощи, фрукты, некипяченая вода, грязные руки. Иногда заражение лямблиями происходит без болезненных симптомов. Однако эти паразиты, пронизывают желчный пузырь, вызывают его воспаление (холецистит). Чаще эти паразиты встречаются у детей. Болезнь, вызываемая ими, называется лямблиозом.

Профилактика. Соблюдение правил личной гигиены. Употребление в пищу мытых овощей и фруктов. Употребление для питья только кипяченой воды. Борьба с загрязнением почвы. Санитарно-просветительская работа.

— Существует целый класс простейших, который называется Споровики, который насчитывает 4 тысячи видов. Класс споровиков включает только паразитические формы. Под влиянием паразитизма строение споровиков упростилось. Они не имеют органов передвижения, пищеварительных и сократительных вакуолей.

-Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий, относящийся к типу Споровиков. Это простейшие животные, ведущие паразитический образ жизни и обитающие внутри клеток других организмов. В кровь человека малярийный плазмодий проникает при укусе малярийного комара на стадии очень мелких червеобразных одноядерных клеток. Они с током крови попадают в печень человека, где растут и размножаются делением. Образовавшиеся в процессе размножения клетки попадают в кровяное русло и внедряются в эритроциты, где также размножаются. Когда паразиты выходят из эритроцитов, ядовитые продукты их жизнедеятельности попадают в кровь – происходит изнуряющий больного приступ лихорадки. При сосании крови больного человека малярийным комаром плазмодии попадают в желудок насекомого. Там происходит половое размножение малярийного плазмодия, в результате чего снова образуется множество очень мелких клеток. Они проникают в слюнные железы комара, а в момент укола человека вновь проникают паразиты. Вызываемая малярийным плазмодием малярия — очень опасная болезнь. Раньше от неё умирало много людей. Распространена малярия в тропиках и субтропиках.

Это интересно:  Лямблиоз можно ли кушать квашеную капусту

Профилактика. Применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают болота, в которых выводятся малярийные комары. А на Кавказе для борьбы с малярией была акклиматизирована небольшая рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных комаров. Малярийным плазмодием – это возбудитель малярии, одного из древних и до сих пор широко распространенных заболеваний

Составление памятки профилактики.

Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры (Приложение №6):

  • соблюдение правил личной гигиены;
  • кипячение воды;
  • добросовестное приготовление пи
  • требования к качеству сырых продуктов;
  • своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр)
  • научно-просветительская работа среди населения. (Слайд № 21).

Разрешение проблемной ситуации. Закрепление материала, работая по классификации простейших, учитывая внешние признаки.

— О каких видах взаимоотношениях шла речь в отрывке?

И в заключении мне хотелось бы проверить, как вы запомнили особенности простейших и сможете распределить простейших по систематическим группам.(Приложение 7)

№ 1,6 – споровики ( паразиты, органы движения отсутствуют)
№ 2,4 – корненожки ( орган движения – ложноножки)
№ 3,8 – инфузории (органы движения – реснички)
№ 5,7,9 – жгутиконосцы (органы движения –жгутики)

Стр.68-71, тетрадь-тренажер стр.41 № 1, стр.58 № 1.

Открытый урок по биологии на тему «Значение простейших в природе и жизни человека»

Цель: Расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии на тему «Значение простейших в природе и жизни человека»»

Краснокордонская основная школа

Открытый урок по биологии

Подготовила и провела: Соболева Т.В.

Биология 6 класс

Тема: Значение простейших в природе и жизни человека.

Расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах;

Показать их роль в природе и жизни человека;

Совершенствовать умение работать с текстом,

Привитие навыков личной гигиены и соблюдения санитарно-гигиенических норм;

Показать практическую значимость знаний о простейших

Развитие коммуникативных качеств

Тип урока: комбинированный

Методы: Эвристическая беседа, поисковая работа с текстом, учебная презентация, ролевая игра.

Оборудование и материалы: УДЕ, раздаточный материал, (карточки –тест , 2 рисунка дерева, разноцветные листочки, руки из бумаги для рефлексии)

— Приветственное слово учителя. Проверка готовности кабинета и класса к уроку.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы завершим изучение живых организмов, относящихся к подцарству Простейшие. Мы увидим, насколько многообразно это царство, обобщим знания о Protozoa, рассмотрим меры борьбы с паразитическими простейшими и выявим роль этих животных в природе и жизни человека.

— Деление класса на микро группы.

— Проверка эмоционального настроя к работе:

На доске нарисовано «Дерево настроения». Учащиеся прикрепляют к дереву листья из цветной бумаги. Листья разного цвета. Каждый цвет несет в себе информацию об эмоциональном настрое.(приложение №1 — «цветные листочки»)

Расшифровка значения цветов пока не объясняется. Изображение дерева остается на доске до конца урока.

1. Проверка усвоения материала прошлого урока

2. . Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний.

1. Проверка знания строения организма простейших на примере амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки

( Опрос с использованием тренажера УДЕ амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки» ).

2. Проверка умения выделять общие признаки и особенности простейших путем их сравнения (заполнение таблицы «Сравнительная характеристика простейших» ). Карточки с ответами ученики сдают учителю на проверку.

1. Сценка к уроку «Многообразие простейших».
Учитель — А зачем ещё нужны простейшие? Давайте посмотрим небольшую сценку. Действующие лица: Амеба кишечная, Симбионт термита, Инфузория рубца. Герои нашей сценки обязательно нужны организму, в котором живут. А какое значение имеют другие простейшие в природе и жизни человека?

Встречаются одноклеточные (паразит – кишечная амеба, симбионт термита и инфузория из желудка коровы) и рассуждают о своей жизни.
Амеба кишечная – Я живу лучше всех. И тепло, и врагов нет, а уж пищи…навалом. Человек существо всеядное: глядишь – то колбаски, то яблочка, или тортиком побалует. Правда, в полупереваренном виде, да ничего, терпимо. Зато зубов не нужно. А как что не по мне…, так я человеку мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это быстро получится
^ Симбионт термита — Ну да, тут тебе и конец придет, то есть крышка. Человек существо разумное. Пойдет к врачу, ему таблеточек пропишут, примет он их и все – конец тебе придет. В раз о дырках в кишечнике забудешь, если жива останешься.
Инфузория из желудка коровы – Послушала я вас и поняла, что нет лучше хозяина чем моя корова! Вот уж где действительно и кров и хлеб и не скушают тебя на обед. Живем мы с подружками в рубце желудка коровы весело, ведь нас миллиарды в нем. Всем работы и пищи хватает. А как уж корове с нами хорошо… траву да солому помогаем перерабатывать.
Вопросы
1.Подумайте о каких взаимоотношениях идет речь у кишечной амебы и человеком? (Паразитизм )

2.А какие взаимоотношения складываются у простейшего с термитом или коровой? (Взаимовыгодные – симбиоз)

Работа в группе

3. Усвоение новых знаний

Изучение нового материала.

1 Класс Саркодовые, вид – Дизентерийная амеба. Человек заражается, проглатывая цисты паразита с водой или пищевыми продуктами, загрязненными землей. Профилактика – соблюдение мер гигиены.

2.Среди паразитических жгутиконосцев –лейшмания. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой. Профилактика личная – защита от укусов москитов; общественная – уничтожение (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д. также делать прививки.

3.В кишечнике млекопитающих (человека, кролика, мыши), земноводных и некоторых беспозвоночных обитают лямблии. Источником заражения служат немытые овощи, фрукты, некипяченая вода, грязные руки. Чаще эти паразиты встречаются у детей. Болезнь, вызываемая ими, называется лямблиозом. 4.Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий, относящийся к типу Споровиков Вызываемая малярийным плазмодием малярия — очень опасная болезнь. Распространена малярия в тропиках и субтропиках. Составление памятки профилактики. Используя уже знакомую вам информацию, выработайте правила профилактики заболеваний, которые вызывают простейшие и оформите в виде информационного листка. (изготовление листовок)

соблюдение правил личной гигиены;

добросовестное приготовление пи

требования к качеству сырых продуктов;

своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр)

научно-просветительская работа среди населения

2.Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?

Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека», при помощи цветных карточек.

Статья написана по материалам сайтов: blgy.ru, spravochnick.ru, 5biologiya.net, xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai, kopilkaurokov.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий