Биология 5 грибы паразиты 5 класс

55) Заполните таблицы.

Названия грибов — паразитов

Портит урожай, может стать причиной отравления

Гибель и порча плодов

Белый налет на листьях и плодах

56) Что общего и в чем различия между симбиозом и паразитизмом?

Симбиоз – взаимовыгодные сосуществование организмов, а паразитизм – сосуществование организмов, выгодное только для одного из них.

57) Решите кроссворд № 3.

По горизонтали:

3) Одна из групп бактерий, способных создавать органические вещества из неорганических.

4) Форма совместного существования разноимённых организмов.

7) Гриб, паразитирующий на злаковых и некоторых других растениях.

9) Массовое заболевание.

12) Гриб, паразитирующий на деревьях.

14) Организм, использующий другой организм в качестве источника пищи.

15) Взаимодействие грибницы с корнями растений.

По вертикали:

1)Организмы, питающиеся органическими веществами мертвых организмов.

2) Плесневый гриб, из которого получают лекарство.

5) Простейшие одноклеточные организмы.

6) Микроскопические одноклеточные грибы.

8) Гриб, паразитирующий на хлебных злаках.

10) Плесневый гриб – сапрофит.

11) Тело гриба, состоящее из ветвящихся нитей.

13) Специализированная клетка бактерий, служащая для переживания неблагоприятных условий.

Тренировочные задания

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1) Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют

1) ядра

А2) Бактерии размножаются

1) Только спорами

2) Только вегетативно

3) Делением клетки и некоторые – спорами

4) Особыми половыми клетками

А3) Клубеньковые бактерии живут и размножаются в

2) Почве

3) Пищевых продуктах

4) Клетках корней растений

А4) В клетках грибов отсутствует (ют)

3) Хлоропласты

4) Клеточная оболочка

А5) Плодовые тела шляпочных грибов служат для

1) Образование спор

2) Вегетативного размножения

3) Накопления питательных веществ

4) Переживания неблагоприятных условий

А6) Из перечисленных грибов на деревьях паразитирует (ют)

3) Трутовики

А7) Грибы из корней деревьев получают

3) Минеральные вещества

4) Органические вещества

А8) К ядовитым грибам относятся

1) Лисички, рыжики, маслята

2) Сыроежки, сморчки, строчки

3) Белые грибы, грузди, желчный гриб

4) Белая поганка, мухомор, сатанинский гриб

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1) Болезнетворными бактериями являются

2) Дифтерийные

4) Туберкулёзные

5) Дизентерийные

В2) Положительная роль бактерий

1) Возбуждение болезней

2) Разрушения сена в стогах

3) Гниение продуктов питания

4) Связывание атмосферного азота

5) Получение молочнокислых продуктов

6) Разложение в природе сложных веществ отмерших организмов

В3) Положительная роль грибов

1) Продукты питания

2) Связывание атмосферного азота

3) Возбудителей заболеваний человека

4) Источник получения антибиотиков

5) Синтез атмосферного кислорода

6) Участие круговорота веществ в природе

В4) Установите соответствие между группами организмов и их характерными чертами

А) клетки безъядерные

Б) наличие ядра в клетках

В) размножаются спорами

Г) размножаются вегетативно

Д) некоторые могут образовывать микоризу

Е) некоторые способны связывать атмосферный азот

Грибы-паразиты

Содержание

  1. Как паразитируют грибы?
  2. На каких организмах паразитируют грибы?
  3. Значение грибов для человека
  4. Таблица “Грибы паразиты”
  5. Что мы узнали?
  6. Оценка доклада
  • Тест по теме

Как паразитируют грибы?

Грибные споры попадают на тело жертвы и прорастают. Образуется мицелий. Всей поверхностью мицелия паразит впитывает воду из клеток и межклеточного пространства организма хозяина. Со временем на мицелии образуются новые споры и заражаются новые организмы.

Низшие одноклеточные грибы являются внутриклеточными паразитами. Их клетки развиваются внутри клеток хозяина и питаются их содержимым.

Грибы паразиты по-разному воздействуют на организм жертвы:

  • сначала убивают ткани хозяина, а затем питаются ими;
  • питаются живыми тканями, но вызывают их быструю гибель;
  • долго питаются живыми тканями хозяина, не вызывая их гибели.

На каких организмах паразитируют грибы?

Большинство грибов-паразитов развивается на растениях.

Рис. 1. Мучнистая роса на огурцах.

Немало грибов является паразитами животных и человека. Также грибы паразитируют на других грибах.

В группу грибов-паразитов собраны не родственные организмы. Их объединяет только способ питания за счёт других живых существ.

Рассмотрим примеры грибов паразитов.

За этим названием скрывается около 70 видов грибов. В наших широтах распространены виды, поражающие картофель, томаты и другие овощи.

Рис. 2. Фитофтора на томатах.

Поражённые мицелием участки быстро отмирают и на листьях появляются бурые пятна. Есть виды фитофторы, паразитирующие на тропических растениях (какао, пальмы, папайя, хлебное дерево и т. д.).

  • Головнёвые грибы – паразиты многих растений. Поражают колосья хлебных злаков, цветки, листья, стебли, корни. Зерно в колосе разрушается и превращается в пыль из спор.
  • Трутовиковые грибы паразитируют на деревьях. Заметно сокращают срок жизни дерева.
  • Часто на яблоне можно увидеть среди зелёных плодов чёрный. Это плодовая гниль. Гниение растущих и хранящихся овощей, фруктов и ягод – это результат жизнедеятельности грибов.

Рис. 3. Плодовая гниль яблок.

  • Спорыньяпоражает хлебные злаки. Она незначительно снижает урожай, но отравляет муку в случае попадания заражённых зёрен в общую массу.

Спорынья выделяет капли сладких веществ, которые привлекают насекомых. Насекомые собирают жидкость вместе со спорами и способствуют распространению спорыньи.

Значение грибов для человека

Можно сказать, что человек находится в состоянии постоянной войны с грибами. Для спасения урожая люди используют специальные вещества – фунгициды.

Личная гигиена – основной метод борьбы с кожными и ногтевыми грибками. Чтоб не заразиться грибком надо пользоваться только личными расчёской, обувью, одеждой и постельным бельём.

Хотя грибы-паразиты приносят много вреда, человек нашёл, как извлекать пользу и из этих организмов. Из грибов, паразитирующих на насекомых и других грибах, получают препараты для борьбы с вредителями растений. Из трутовиков получают вещества, используемые в медицине.

Урок биологии 5 класс » Грибы-паразиты»

Урок по биологии 5 класс ФГОС по учебнику В.В.Пасечника на тему « Грибы-паразиты»

Урок: « открытие» нового знания

Личностные УУД : формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов

Задачи:

познакомить учащихся с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, вызывающих болезни растений, животных, человека, и способами борьбы с ними;

воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей, домашний животных;

развивать навыки применения основных биологических методов: наблюдения, описания, сравнения.

Оборудование: компьютерная презентация «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 5 класс», карточки с индивидуальными заданиями, задания для тестовой проверки знаний, плодовое тело трутовика, яблоко с пятнами парши, гербарий с головней, спорыньей, мучнистой росой.

Приветствие учеников: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня за окном весна и у всех прекрасное настроение. Давайте его плодотворно использовать сегодня на нашем уроке.

Учитель: — На прошлом уроке мы с вами изучали плесневые грибы и дрожжи. Давайте вспомним, что мы узнали. ( Приглашает 3 человека для индивидуальной работы с карточками).

Первое задание. Вставь пропущенное слово

1.Мукор – это гриб …..

3.Дрожжи – это ……. грибы, имеющие форму …….

2 задание. Вставь пропущенное слово:

1.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев — ….
2.. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..
3.. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма называются ….
Карточка №2

Первое задание. Вставь пропущенное слово
1. Известно около …. видов грибов.
2. Грибы питаются …. веществами.
3. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-.

2 задание. Вставь пропущенное слово:

1. Дрожжи используют в ….

Споры пеницилла созревают в …

Пеницилл – это …… гриб.

Первое задание. Вставь пропущенное слово
1. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
2. Споры пеницилла созревают в ….
3. Тонкие белые нити гриба — ….

2 задание. Вставь пропущенное слово:

3.Споры пеницилла созревают в …

Это интересно:  Немозол от глистов: как принимать, состав, свойства

4.Споры мукора созревают в ……

5. Дрожжи используют в …

Учитель: А пока ребята работают индивидуально, мы с вами вспомним, что мы изучали на прошлом уроке:

— Какие плесневые грибы могут вызвать порчу продуктов? ( мукор и пеницилл)

— Какое строение имеет мукор? Задание « Нарисуй картину» ( 1 ученик выходит к магнитной доске и собирает из набора предложенных картинок строение мукора)

— Как и кем был открыт гриб пеницилл? ( домашняя заготовка, отвечает 1 ученик)

Ученик: В 1928 году бактериолог Александр Флеминг случайно сделал открытие гриба пеницилла. Виной всему оказались плохо помытые чашки Петри со следами бактерий, над которыми проводил опыты Флеминг. Он обратил внимание на то, что на чашках Петри с течением времени выросла плесень, которая убила известных Флемингу бактерий и разрослась сама.

В 1940 году во время Второй мировой войны английские ученые Флори и Шейн выделили вещество из плесени пеницилла и назвали его пенициллин. Опробировав его на больных людях, пришли к выводу, что этот препарат убивает многие инфекции. За, что были награждены Нобелевской премией мира..

Во время ВОВ в бомбоубежищах города Ленинграда на кусочках продуктов ( а город голодал) выращивали пеницилл, из которого впоследствии был сделан препарат пенициллин, спасших многие жизни бойцов, сдерживающих кольцо вокруг Ленинграда и получивших ранения, так как раны гноились и бойцы погибали от заражения.

Учитель: — Какое строение имеют клетки дрожжей? ( 1 ученик собирает из предложенных картинок на магнитной доске клетку дрожжей)

— Как человек использует дрожжи? ( винные для производства вина, пивные для производства пива, хлебные для выпечки хлеба)

— Как и кто открыл дрожжи? ( отвечает ученик- домашняя заготовка)

Ученик: Египтяне начали варить пиво и печь дрожжевой хлеб за 6000 лет до н.э.

Луи Пастер в 18 веке установил роль дрожжей в спиртовом брожении. Антонии ванн Левенгук увидел впервые дрожжи в оптический микроскоп. Эмиль Хрисиан Хансен впервые выделил чистую культуру дрожжей в 1881 году.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель: — Давайте вспомним тип взаимоотношений, который подразумевает обоюдную пользу « Ты -мне. Я -тебе». С ним мы знакомились при изучении шляпочных грибов.

Подосиновик растет … ( под осиной). Подберезовик растет … ( под березой). Почему?

( Потому, что корни дерева образуют микоризу с грибницей гриба. Дерево дает грибу органические вещества, а гриб дереву минеральные.)

— Как называется такой тип взаимоотношений? ( симбиоз или полезное сожительство)

— Давайте посмотрим на экран. ( слайд №1 « яблоко со следами парши, картофель со следами фитофторы»).

— Встречались ли вы с такими фруктами и овощами? Почему у них такой вид?

— Есть еще один тип взаимоотношений – паразитизм, когда один живет за счет другого и приносит ему вред.

— Нет живых организмов, на которых бы не паразитировали грибы, даже на человеке и животных.

— Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? ( грибы -паразиты)

— Какую цель перед собой мы поставим на уроке? ( изучить грибы- паразиты)

4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания.

Учитель: Посмотрим на экран! Во время показа и просматривания, вы должны, работая в парах заполнить таблицу по грибам –паразитам. ( Рассказ — презентация « Грибы- паразиты»)

Учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему:
урок- грибы паразиты

Урок: Грибы — паразиты.

Цели:

Формировать УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД:Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Задачи урока:

· познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;

· научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

— Какую тему мы изучили на прошлых уроках? Давайте вспомним ещё раз изученный материал.

1. Первое задание. Вставьте пропущенное слово (один читает, остальные поднимают руки «ДА» или «НЕТ») (ВРЕМЯ = 5 минут)
1. Грибы питаются …. (готовыми органическими) веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-

. (хитин).
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …. (грибницы или спор).
4. Тонкие белые нити гриба — …. (гифы).
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев — …. (симбиоз).
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..(грибокорень или

микориза).
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………(сапротрофы).
8. Дрожжи размножаются …….(почкованием).

2. Второе задание. Вставьте пропущенное слово (фронтальный опрос). (ВРЕМЯ = 3 минуты) (слайд 1).

1. Мукор – это гриб ….. (сапротроф).

2. Пеницилл размножается …… (спорами).

3. Споры мукора созревают в …… (спорангиях).

4. Споры пеницилла созревают в … (в кисточках).

5. Пеницилл – это ……(плесневый) гриб.

Итог:

— Итак, что повторили? (строение, размножение, питание грибов).

Проблемный вопрос:

— На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты).

— Какую из этих групп мы изучили? (сапрофиты). Что осталось неизученным? (грибы-паразиты).

— Определите тему урока (тема: грибы-паразиты). (слайд 2).

— Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? (познакомиться с грибами-паразитами), что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать). (слайд 3).

— Прочитайте тему. Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните, какие организмы называют паразитами? (организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред). (ВРЕМЯ = 3 минуты).

— Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. Сегодня вы работаете в группах. Сейчас, в течение 1 минуты распределите свои обязанности внутри группы: лидер, хранитель времени, докладчик, редактор-оформитель, оценщик. В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших тетрадях (пустые таблицы выданы всем учащимся). Работаем следующим образом, каждая группа получает задание, на его выполнение дается 5 минут. После этого докладчик каждой группы рассказывает ваше выполненное задание. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. Будьте внимательны при изучении нового материала. (ВРЕМЯ = 2 минуты).

Наносимый вред (ущерб)

(слайд 4).

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

Уничтожение спор, прилипших к посевному зерну (центрифугирование). Обработка зерен перед посевом специальными препаратами (например, раствором формалина).

(слайд 5).

Луговые и хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Очистка зерна от рожков спорыньи. Уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки. Своевременная уборка урожая.

(слайд 6).

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Усилить питание больного дерева.

Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева. Вырубка деревьев – крайняя мера.

(слайд 7).

Листья и клубни картофеля, томата.

Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.

Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе.

(ВРЕМЯ НА ОГЛАШЕНИЕ = 10 минут).

Закрепление изученного. (ВРЕМЯ = 5 минут).

— Предлагаю применить ваши знания о грибах:

Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы. (слайд 8).

Паразит или плесневый

1) Весь грибок с пчелиный бок

А растет на весу и совсем не

2) Конское копыто – к дереву

3) Пока молод, он седой

А постареет – весь почернеет

4) Выросли на палочке

5) Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа,

И на листьях даже

Задание второе: рубрика «верю — не верю»: (ВРЕМЯ = 5 минут). (слайд 9).

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)

Это интересно:  Керосин от глистов: отзывы и рецепт против паразитов в организме

4. Мукор – это гриб – паразит (-)

5. Фитофтора — это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)

6. Спорынья – это плесневый гриб (-)

— Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его. (ВРЕМЯ = 5 минуты). (слайд 10).

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня настроение…

— Каждая группа оцените работу своих членов команды. (ВРЕМЯ = 1 минута).

Домашнее задание: параграф 16 читать, таблицу в тетради выучить. (ВРЕМЯ = 1 минута). (слайд11).Итого времени = 45 минут.

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество — ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба — ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев — ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество — ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба — ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев — ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество — ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба — ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев — ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество — ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба — ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев — ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Наносимый вред (ущерб)

Наносимый вред (ущерб)

Наносимый вред (ущерб)

Наносимый вред (ущерб)

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля.

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка.

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми.

4. Мукор – это гриб-паразит.

5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата.

6. Спорынья – это плесневый гриб.

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля.

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка.

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми.

4. Мукор – это гриб-паразит.

5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата.

6. Спорынья – это плесневый гриб.

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля.

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка.

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми.

4. Мукор – это гриб-паразит.

5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата.

6. Спорынья – это плесневый гриб.

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля.

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка.

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми.

4. Мукор – это гриб-паразит.

5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата.

6. Спорынья – это плесневый гриб.

Обязанности внутри группы

Фамилия Имя учащегося

Оценка (ставится в конце урока)

Обязанности внутри группы

Фамилия Имя учащегося

Оценка (ставится в конце урока)

Обязанности внутри группы

Фамилия Имя учащегося

Оценка (ставится в конце урока)

Обязанности внутри группы

Фамилия Имя учащегося

Оценка (ставится в конце урока)

Раздаточный материал

(Головня).

Наиболее широко из грибов-паразитов распространены головневые грибы. Эти грибы развиваются на таких растениях, как овес, пшеница и другие злаки. Бывают случаи, что головня чрезвычайно быстро размножается и развивается, уничтожая практически весь урожай. Соцветия тех злаков, которые поражены головневым грибом, покрыты скоплениями спор черного цвета и выглядят так, как будто ни обгорели. Поэтому это заболевание растений и получило название «головня». А вот грибница головни располагается внутри стебля злакового растения. Размножается головня, как и другие грибы, спорами, которые прилипают к зернам злаков в период уборки урожая и сохраняются до посева семян. Заражение растений головней происходит, когда зерно прорастает. Существует способ борьбы с головней – обработка зёрен до посева специальными препаратами, например, раствором формальдегида. Это называется протравливание зерна. При этом если на зернах есть споры, то они погибают.

Раздаточный материал

(Спорынья).

Гриб-паразит, паразитирует на злаках и поражает завязь цветущих растений, вследствие чего вместо зерновок появляются склероции спорыньи — рожки темно-фиолетового цвета. Они представляют собой плотные грибницы — грифов гриба длиной 3 мм. По созревании они опадают на землю, зимуют на почве, а весною прорастают головчатыми образованиями на ножках (стромами), на которых развиваются плодовые тела со спорами. По созревании споры распространяются ветром и заражают новые растения. Рожки очень ядовиты: смолотые вместе с зерном отравляют муку, а употребление такой муки в пищу может вызвать отравление. В прошлом, когда не знали о ядовитости рожков, имели место эпидемии «злой корчи» (судорог), приносившие массовые человеческие жертвы. Существуют способы борьбы со спорыньей – очистка зерна от рожков спорыньи, уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки, своевременная уборка урожая.

Раздаточный материал

(Трутовик).

Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет гриб трутовик. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Споры попадают через проблемную зону и разрастаются в грибницу. Трутовик охватывает всю сердцевину дерева, разрушая ее и делая трухлявой. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. Трутовик напоминает копыто по своей форме и бывает очень твердым. Паразиты деревьев могут располагаться один над другим, образовывая полочки. В нижней части трутовик имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет гриб трутовик много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. Трутовик значительно уменьшает продолжительность их жизни. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом — это недопущение повреждений коры и ветвей. Чтобы избавиться от опасности заражения других деревьев, гриб трутовик нужно сбить и сжечь.

Раздаточный материал

(Фитофтора).

Наибольший урон сельскому хозяйству наносит фитофтороз — томатов, картофеля. Фитофтороз – это заболевание, вызываемое ФИТОФТОРОЙ. Ранние этапы заражения могут пройти незамеченными, потому что не все растения заболевают одновременно. Признаками болезни являются темные пятна на листья и стеблях растения. При повышенной влажности на листьях с нижней стороны появляются пушистые белесые налеты спороношения патогенного гриба. На пораженных фитофторой клубнях картофеля заметны темные участки, а под кожицей видна ткань коричнево-красного цвета. Возможно вторичное присоединение бактериальной инфекции, при котором зараженные клубни быстро гниют и разлагаются с резким неприятным запахом. Поэтому фитофтороз картофеля называют в народе «картофельная гниль», а фитофтороз томатов – «бурая гниль томатов». В сельском хозяйстве постоянно проводятся мероприятия по борьбе с фитофторой: отбраковка больных клубней картофеля, томатов; использование устойчивых к грибку сортов; химическая обработка; соблюдение правил уборки и посева.

Раздаточный материал

(Фитофтора).

Наибольший урон сельскому хозяйству наносит фитофтороз — томатов, картофеля. Фитофтороз – это заболевание, вызываемое ФИТОФТОРОЙ. Ранние этапы заражения могут пройти незамеченными, потому что не все растения заболевают одновременно. Признаками болезни являются темные пятна на листья и стеблях растения. При повышенной влажности на листьях с нижней стороны появляются пушистые белесые налеты спороношения патогенного гриба. На пораженных фитофторой клубнях картофеля заметны темные участки, а под кожицей видна ткань коричнево-красного цвета. Возможно вторичное присоединение бактериальной инфекции, при котором зараженные клубни быстро гниют и разлагаются с резким неприятным запахом. Поэтому фитофтороз картофеля называют в народе «картофельная гниль», а фитофтороз томатов – «бурая гниль томатов». В сельском хозяйстве постоянно проводятся мероприятия по борьбе с фитофторой: отбраковка больных клубней картофеля, томатов; использование устойчивых к грибку сортов; химическая обработка; соблюдение правил уборки и посева.

Раздаточный материал

Это интересно:  Мильпразон от глистов

(Фитофтора).

Наибольший урон сельскому хозяйству наносит фитофтороз — томатов, картофеля. Фитофтороз – это заболевание, вызываемое ФИТОФТОРОЙ. Ранние этапы заражения могут пройти незамеченными, потому что не все растения заболевают одновременно. Признаками болезни являются темные пятна на листья и стеблях растения. При повышенной влажности на листьях с нижней стороны появляются пушистые белесые налеты спороношения патогенного гриба. На пораженных фитофторой клубнях картофеля заметны темные участки, а под кожицей видна ткань коричнево-красного цвета. Возможно вторичное присоединение бактериальной инфекции, при котором зараженные клубни быстро гниют и разлагаются с резким неприятным запахом. Поэтому фитофтороз картофеля называют в народе «картофельная гниль», а фитофтороз томатов – «бурая гниль томатов». В сельском хозяйстве постоянно проводятся мероприятия по борьбе с фитофторой: отбраковка больных клубней картофеля, томатов; использование устойчивых к грибку сортов; химическая обработка; соблюдение правил уборки и посева.

Грибы-паразиты

На этом уроке мы поговорим о паразитических грибах – об их роли в природе и жизни человека.

Вступление

Экология – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Экологическая группа, соответственно, объединяет неродственные виды со сходными потребностями и образом жизни.

Паразитические грибы друг другу не родственны. Они объединены только сходным образом жизни. Чёткой границы между паразитическими и сапротрофными грибами провести нельзя. Так, паразитирующий на дереве трутовик со временем его убивает и продолжает разрушать уже мертвую древесину, как сапротроф (Рис. 1).

Грибы могут быть обязательными или условными паразитами. Обязательные питаются только за счет живых тканей и, как правило, не растут на искусственных питательных средах (Рис. 2).

Условные паразиты могут питаться органическими веществами разлагающихся тканей (т. е. как сапрофиты) или паразитировать и на живых тканях.

Известно свыше 10 тыс. грибов-паразитов. Паразитировать они могут на растениях, животных, других грибах и даже некоторых простейших.

Грибы – паразиты растений

Хозяевами паразитических грибов чаще всего являются высшие растения. Такие паразитические грибы называют ещё фитопатогенными.

Головня

Разные виды этого гриба могут поражать различные хлебные злаки. Чаще всего споры головни попадают на здоровые зерновки во время уборки урожая и сохраняются на них до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки зерновых растений и растет внутри стебля, питаясь его соками (Рис. 3).

Ко времени цветения злаков грибница головневого гриба достигает колоса. Здесь она сильно разрастается, образует массу спор, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожи на обуглившиеся головешки.

Чтобы уничтожить споры головни, зерно перед посевом необходимо обрабатывать специальными препаратами. Препараты, предназначенные для уничтожения грибов, называются фунгицидами. Головня может поражать не только злаки, но и другие растения (Рис. 4).

Спорынья

На некоторых зерновых культурах поселяется гриб спорынья (Рис. 5). У пораженных растений здоровые зерновки превращаются в ядовитые черно-фиолетовые рожки, плотные сплетения нитей грибницы спорыньи.

Попав с мукой в пищу, они могут вызвать тяжелое отравление.

Антониев огонь

В Средние века, в годы сильного развития спорыньи, возникали эпидемии так называемого антониева огня. Возникали они из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньёй. По сути антониев огонь – пищевое отравление ядами спорыньи.

Такое отравление вызывало судороги и спазмы, расстройства психики и нарушения зрения. Большие дозы ядов спорыньи смертельны.

Однако в малых дозах они, наоборот, могут быть использованы как лекарство. Для этих целей выращивается вид спорыньи, паразитирующий на ржи.

Грибы трутовики

Эти грибы разрушают древесину деревьев, нанося большой вред лесному хозяйству, садам и паркам (Рис. 6).

Их споры проникают в дерево через раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей, морозобоинах, солнечных ожогах и других повреждениях. Споры прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине, разрушает её, делает трухлявой.

Обычно они появляются на коре дерева через несколько лет после заражения, располагаясь на стволах друг над другом в виде полочек. На нижней стороне плодового тела в мелких трубочках созревают споры. У большинства трутовиков плодовые тела многолетние.

В стволах пораженных трутовиками деревьев появляются дупла, они становятся хрупкими и легко ломаются. Срок жизни дерева сильно сокращается.

Мучнисторосяные грибы

На поверхности листьев поражённого растения возникает белый налёт мицелия, на котором после вызревания спор образуются капли жидкости. Отсюда и название «мучнистая роса» (Рис. 7).

Мицелий располагается пятнами чаще всего на листьях и молодых побегах. Инфекция начинается обычно с расположенных ближе к земле листьев и постепенно распространяется на всё растение. Заражение плодов приводит к их растрескиванию и загниванию.

Развитие мучнистой росы можно подавить при помощи фунгицидов. Однако эти грибы настолько широко распространены, что основной мерой профилактической борьбы с ними является использование устойчивых сортов растений. Остатки поражённых растений, например опавшие листья, сжигают.

Грибы вызывают множество болезней сельскохозяйственных культур. Жителям России хорошо известны такие примеры, как черная гниль картофеля и парша яблок (Рис. 8, 9).

Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу.

Небольшое домашнее задание

Обследуйте посевы сельскохозяйственных культур. Найдите растения, поражённые различными грибами-паразитами. Составьте из них коллекцию.

Все грибные заболевания распространяются очень быстро, потому что ветер, осадки и насекомые легко переносят мельчайшие споры с больных растений на здоровые. Заражение растений грибами-паразитами наносит большой ущерб сельскому хозяйству. Поэтому очень важно принимать профилактические меры, а в случае появления заболеваний как можно быстрее начинать борьбу с ними.

Голландская болезнь вяза

Голландская болезнь вяза происходит, скорее всего, из Восточной Азии. В начале XX века была занесена в Голландию, а затем распространилась по значительной территории Европы и занесена в Северную Америку. Вызывает массовое отмирание вязов в лесах и парках, иногда вплоть до полного уничтожения (Рис. 10).

При заражении гифы гриба забивают проводящую систему дерева. На срезе ветвей и ствола поражённые сосуды заметны в виде бурых пятен. Вдобавок к закупориванию сосудов гриб выделяет яд. Дерево в результате гибнет – голландская болезнь неизлечима.

Переносчиками являются жуки-короеды(Рис. 11). Споры покрыты слизью и легко прилипают к телу жука, а время спороношения (весной) совпадает со временем лёта жуков. Подсыхая, споры могут также разноситься ветром и распространяться вместе с заражённой древесиной. Заражение в этом случае происходит при попадании спор на свежие повреждения.

Грибы – паразиты животных

Около тысячи видов грибов паразитируют на различных животных. У человека грибы вызывают различные заболевания кожи, ногтей и волос (стригущий лишай (Рис. 12), паршу, эпидермофитию стоп и др.).

Грибы, паразитирующие на животных, называют зоопатогенными. Широко распространены грибы – паразиты насекомых – энтомопатогенные грибы. Некоторые из них даже используются как биологическое оружие против вредителей. Известны грибы рода Эмпуза, поражающие мух и прямокрылых. Гриб боверия поражает многие виды насекомых (Рис. 13).

Дрожжи рода Кандида, как правило, – безобидные нахлебники различных животных. Однако при подходящих условиях определённые виды могут вызывать болезни.

Список литературы

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.

2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.

3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Энциклопедия по биологии (Источник).

3. Сайт учителей биологии МБОУ Лицей №2 г. Воронежа (Источник).

Домашнее задание

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 51, задания и вопрос 1, 4.

2. Как головня влияет на растения?

3. Перечислите грибы-паразиты животных.

4. * Подготовьте сообщение об использовании паразитических грибов человеком.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Статья написана по материалам сайтов: tetrab.ru, obrazovaka.ru, infourok.ru, nsportal.ru, interneturok.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий